Пояснительная записка

                                                         (2 «А» класс)

Цели обучения:

развитие интереса и стремления изучать свой родной ( эрзянский )  язык , стремления общаться на  эрзянском   языке .

Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.

Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат  обученности  заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.

Содержание программы обучения  ориентировано на решение следующих задач:

развивать все виды речевой деятельности школьников: умения писать и читать, слушать и говорить, пользоваться  эрзянским   языком  в различных ситуациях общения;

ознакомление учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством, культурой.

Принципы обучения:

при обучению  эрзянскому   языку  реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

 

Общая характеристика .                                                                               

Многоязычное образование в российской школе рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям. Дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские языки.

В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.

Весь курс начального обучения эрзянскому языку как государственному условно делится на3 этапа:

1этап-2 класс

2 этап-3класс

3 этап-4класс

На первом этапе ведущими являются  воспитательно-образовательно-развивающие задачи, связанные с :

формированием у учащихся положительной мотивации в изучении второго языка:

развитием творческих способностей детей в различных предметных областях с использованием эрзянского языка;

формированием доброжелательного и заинтересованного отношения к мордовской культуре и мордовскому народу.

В первый год обучения у детей формируются  первичные навыки и умения общения на эрзянском языке, понимать речь на слух.

Дети должны уметь распознавать в речи и воспроизводить: существительные,  глаголы, прилагательные, местоимения, числительные , простые предложения, текст , как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования; разные типы текстов в качестве продуктов говорения.

Предлагаемая программа по изучению  эрзянского   языка  в  начальных   классах  рассчитана на детей мордвы-эрзи, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей.

Настоящая программа призвана оказать помощь в организации процесса изучения эрзянского языка в начальном звене школы. В процессе ознакомления учащихся с новым средством  общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются положительный эмоциональный настрой.

Рабочая программа по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения) составлена на основе авторской программы  Вальчук Е.В, Дмитриева С.Ю,  учебник «Эрзянский язык 2кл» , «Рабочая тетрадь к учебнику ,,Эрзянский язык 2 класс,,» рекомендованной Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия. Программный материал в учебнике и рабочей тетради распределен по темам и по урокам. Кроме учебных пособий, у детей должна быть тетрадь в линейку и словарь, куда дети будут записывать изучаемые слова на эрзянском языке и их перевод на русский язык.

Изменения в рабочую программу внесены не были.

На изучении эрзянского языка отводится 68 часов в год, два раза в неделю.

 Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Предмет эрзянского языка входит в инвариантную часть базы учебного плана для образовательных учреждений РФ.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения эрзянского языка  является его направленность на формирование учащихся  умения учиться. У учащихся должны быть сформированы: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание  того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения эрзянского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.

В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей. При этом дети учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте  прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают межпредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области эрзянского языка.

Все знания, которые дети получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть  овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале.  Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Требования к уровню владения  эрзянским   языком  в первый год обучения:

понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объеме программы;       правильно произносить и различать на слух звуки, слова, предложения;

 уметь производить звуковой анализ слова; уметь различать предложения по цели высказывания:

уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопрос, вести небольшой диалог;

.            уметь кратко описывать предмет, явление;

.           уметь составлять 3 - предложений по вопросам учителя или по картине;

.          уметь рассказывать о себе, своей семье, о школе;

.          воспроизводить наизусть 2 – 3 считалки,5 – 7 загадок, 1 – 2 пословицы, 3 – 4            стихотворения.

В результате изучения эрзянского языка  учащиеся должны:

- уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить пригласить поучаствовать в совместной игре.

- уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;

- кратко рассказать о себе, своей, семье, друге,  школе; описать простую картинку;

- воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;

 - понимать на слух речь учителя, основное содержание небольших текстов, построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;

- овладевать техникой чтения вслух;

-писать краткое поздравление.

  Результатом обучения должны явиться такие качества личности учащегося, как инициативность, раскованность, умение работать в коллективе, устойчивый интерес к изучению предмета

 

Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения курса «Эрзянский язык»

В процессе обучения  закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как

·         любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

.         способность к организации собственной деятельности;

.         доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать    свою позицию, высказывать свое мнение.

Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:

.       развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

.       принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  В процессе обучения чтению текстов учащимся задаются вопросы, которые не имеют однозначного ответа, они предполагают серьезное обдумывание, размышление, умение четко сформулировать свою точку зрения и отстоять ее, приводя доказательства из текста. Таким образом, реализуются такие требования Федерального Государственного образовательного стандарта к личностным результатам, как:       формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других.

Календарно – тематическое планирование (2 «Б» класс)

 

№п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол – во часов

Вид самост -ой работы

 Дата проведения

             занятия

планируемая

Факти-я

 

1 четверть (18ч)

1

Моя школа

 

10ч

 

 

 

1.1

Приветствие

комбин. урок

1

Раб. с книгой

 

 

1.2

Знакомство

Беседа

1

Раб. с книгой

 

 

1.3

Представление  друга

комбин.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

1.4

Школьные принадлежности

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

1.5

Мы ученики

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

1.6

Учебные действия школьника

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

1.7

1.8

Наш класс .Классная комната

Комб.урок

2

Раб.  в тетрад

 

 

1.9

1.10

Счёт от 1 до 5

Счёт от 6 до 10

Комб.урок

2

Раб  в тетрад

карточки

 

 

2

Мир вокруг меня. Времена года.

 

22ч (8ч)

 

 

 

2.1 2.2

Осень

Изуч нов мат

Комб.урок

2

Раб с книгой

Раб  в тетрад

 

 

2.3

Смена времён года

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

2.4

Яркие цвета осени

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

2.5

Названия цветов

Комб.урок

1

Раб . в тетрад

 

 

2.6

Названия цветов

Комб.урок

1

Раб  в тетрад

 

 

2.7- 2.8

Мордовские сказки

Повторение пройденного.

Обобща-й урок

2

Раб с книгой

Раб с карточ.

 

 

2 четверть (14ч)

2.9

Приметы осени

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

2.10

Поздняя осень

Комб.урок

1

Раб  в тетрад

 

 

2.11

В саду

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

 

Подарки осени. Фрукты.

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

2.13

В огороде

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

2.14

Овощи

Комб.урок

1

Раб  в тетрад

 

 

2.15-

Продукты

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

2.16-

Приготовление пищи

Комб.урок

1

Раб . в тетрад

 

 

2.17

Зима

Изуч. нов .м

1

Раб.  в тетрад

 

 

2.18

Зима в природе

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

2.19

Приметы зимы

Комб.урок

1

Раб . в тетрад

 

 

2.20

Украшение новогодней красавицы

Комб.урок

1

Рисунок

 

 

2.21-

Подготовка к Новому году

Комб.урок

1

Раб с книгой,

карточки

 

 

2.22

Новогодний праздник

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

 

3 четверть(20ч)

3

Я и моя семья

 

 

 

 

3.1

Наша семья

Разв речи

1

рисунок

 

 

3.2

Взаимоотношения в семье

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

3.3

Помощь старшим

Комб.урок

1

Раб  в тетрад

 

 

4

Мой дом

 

 

 

 

4.1

Наш город.

Беседа

1

Раб с книгой

 

 

4.2

Домашние заботы

Комб.урок

1

Раб  в тетрад

 

 

4.3

Посуда

Ком.урок

1

Раб с книгой

 

 

4.4

Обобщающий урок.

Закрепл-е

1

Раб  в тетрад

 

 

5

Наши друзья – животные

 

 

 

 

5.1

Дикие животные

Изуч.нов.м

1

Раб. с книгой

 

 

5.2

В зоопарке

Комб.урок

1

Раб .с текст.

 

 

5.3

Домашние животные

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

5.4

5.5

Детёныши животных. Уход за животными

Комб.урок

2

Раб.  в тетрад

карточки

 

 

5.5

Птицы.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

5.6

Помощь птицам

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

5.7

Мамин праздник.

Комб.урок

1

рисунки

 

 

6.

Я и моё здоровье

 

 

 

 

6.1

Части тела человека

Изуч.нов.м

1

Раб. с книгой

 

 

6.2

Человек и его тело

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

6.3-6.4

Чистота – залог здоровья

Комб.урок

2

Раб .с книгой

карточки

 

 

6.5.

Повторение пройденного

Закрепл-е

1

Раб.  в тетрад

 

 

4 четверть(16ч)

7.

Мир вокруг меня.

 

 

 

 

7.1

Весна

Изуч.нов.мат

1

Раб.  в тетрад

 

 

7.2

Приметы весны

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

7.3

Приход весны

Комб.урок

1

Раб.  с текст

 

 

8

Мои друзья

 

10ч

 

 

 

8.1

Мой друг

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

8.2

Описание друга(подруги)

Разв речи

1

Раб.  в тетрад

 

 

8.3

Наши игрушки.

 

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

8.4

Игрушки

Комб.урок

1

Раб . в тетрад

 

 

8.5

Мы играем

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

8.6

Наши игры

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

8.7

 Игры мордовского народа

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

8.8

Дружба

Комб.урок

1

Раб.  в тетрад

 

 

8.9

8.10

Повторение пройденного

Закрепл-е

2

Раб . в тетрад

 

 

9

Моя малая родина

 

 

 

 

9.1-

Саранск – столица Мордовии

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

9.2

Наша родина – Мордовия

Комб.урок

1

Раб. с карточ

 

 

9.3

Родина

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

 

Итого

 

68ч

 

 

 

                                                Пояснительная записка

                                                                 ( 4 «А» класс)

 

Цели обучения:

развитие интереса и стремления изучать свой родной ( эрзянский )  язык , стремления общаться на  эрзянском   языке .

Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.

Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат  обученности  заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.

Содержание программы обучения  ориентировано на решение следующих задач:

развивать все виды речевой деятельности школьников: умения писать и читать, слушать и говорить, пользоваться  эрзянским   языком  в различных ситуациях общения;

ознакомление учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством, культурой.

Принципы обучения:

при обучению  эрзянскому   языку  реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

 

Общая характеристика .

Многоязычное образование в российской школе рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям. Дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские языки.

В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.

Изучение эрзянского языка должно предоставить учащимся возможность:

-правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения;

-овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа;

-получить представление об основных грамматических  категориях эрзянского языка, распознавать  изученную лексику и грамматику при чтении ;

-понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание текстов;

- участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог ;

-кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы,

-воспроизводить  наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;

-овладеть техникой чтения вслух,  читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты,  пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;

-писать краткое поздравление и личное письмо, заполнить простую анкету о себе.

Предлагаемая программа по изучению  эрзянского   языка  в  начальных   классах  рассчитана на детей мордвы-эрзи, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Занятия проводятся два раза  в неделю.

Настоящая программа призвана оказать помощь в организации процесса изучения эрзянского языка в начальном звене школы. В процессе ознакомления учащихся с новым средством  общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются положительный эмоциональный настрой.

Рабочая программа по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения) составлена на основе авторской программы  Вальчук Е.В, Дмитриева С.Ю, рекомендованной Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия.

Изменения в рабочую программу внесены не были.

На изучении эрзянского языка отводится 68 часов в год, два раза в неделю.

 

 Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Предмет эрзянского языка входит в инвариантную часть базы учебного плана для образовательных учреждений РФ.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения эрзянского языка  является его направленность на формирование учащихся  умения учиться[1]. У учащихся должны быть сформированы: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

 

Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание  того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения эрзянского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.

 

В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей. При этом дети учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте  прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области эрзянского языка.

Все знания, которые дети получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть  овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале.  Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта.

 

Требования к уровню владения  эрзянским   языком  во  второй год обучения:

Третий этап является  завершающим в обучении эрзянскому языку  в начальной школе. Здесь осуществляется систематизация приобретенных знаний, умений и навыков, их дальнейшее совершенствование.

Уделяется особое внимание формированию у школьников  общеинтеллектуальных  умений в процессе организации целенаправленного наблюдения за языковыми явлениями,  осознания учащимися возможности одну и ту же мысль разными средствами.

 

В результате изучения эрзянского языка  учащиеся должны употреблять в речи:

существительные в единственном и множественном числе,

глаголы в 1,2,3 лице единственного и множественного числа,

числительные количественные и порядковые от 1до100,

частицы да, нет, не, частица не с глаголами.

наречия места, времени ,качества.

- уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить пригласить поучаствовать в совместной игре.

- уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;

- кратко рассказать о себе, своей, семье, друге,  школе; описать простую картинку;

- воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;

- понимать на слух речь учителя, основное содержание небольших текстов, построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;

- овладевать техникой чтения вслух;

- писать краткое поздравление .
Результатом обучения должны явиться такие качества личности учащегося, как инициативность, раскованность, умение работать в коллективе, устойчивый интерес к изучению предмета

Личностные,  межпредметные  и предметные результаты освоения курса «Эрзянский язык»

В процессе обучения  закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как

·         любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

.         способность к организации собственной деятельности;

.         доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать    свою позицию, высказывать свое мнение.

Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:

.       развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

.       принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

В процессе обучения чтению текстов учащимся задаются вопросы, которые не имеют однозначного ответа, они предполагают серьезное обдумывание, размышление, умение четко сформулировать свою точку зрения и отстоять ее, приводя доказательства из текста. Таким образом, реализуются такие требования Федерального Государственного образовательного стандарта к личностным результатам, как. формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

                         Календарно – тематическое планирование (4 «б»класс)

 

№п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол – во часов

Вид           самостоят -ой работы

      Дата проведения

             занятия

Планируемая

Факти-я

 

1 четверть (18ч)

1

Моя школа

 

 

 

 

1.1

Здравствуй, школа.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

1.2

День Знаний -самый радостный праздник.

Урок-беседа

1

Раб. с книгой

 

 

1.3

Первый звонок. Первый урок.

Комб.урок

1

Раб. с текстом

 

 

1.4

Рассказ о любимом учебным предмете.

Развитие речи

1

Раб. с текстом

 

 

1.5

Почему нравится предмет

Развитие речи

1

Раб. с книгой

 

 

2

Мир вокруг меня. Времена года.

 

11ч

 

 

 

2.1

На реке.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

2.2

 

Летний дождь

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

 

2.3.

Название летних месяцев.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

2.4

Летом в лесу.

Комб.урок

1

сочинение

 

 

2.5

Дары леса.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

2.6

Жители леса

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

2.7

Хлеб- наше богатство.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

2.8

Хлеб – всему голова.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

2.9

Золотая осень Название осенних месяцев.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

2.10

Животные осенью.

Комб.урок

1

Раб. с тексом

 

 

2.11

Поздняя осень.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

3

 Я и моя семья

 

 

 

 

3.1

Наша дружная семья.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

3.2

Моя семья.

Комб.урок

1

рисунок

 

 

2 четверть (14ч)

3.3

Занятия членов семьи.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

34

Дома.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

3.5

День рождения.

Разв. речи

1

Составить поздрав-е

 

 

3.6

Правильное питание. Еда.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

3.7

Приготовление пищи.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

3.8

Продукты.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

5

Профессии

 

 

 

 

5.1

Работа.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

5.2

Трудолюбие.

Комб.урок

1

Раб над рисун

 

 

5.3

Кем быть?

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

5.4

Профессии.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

6

Зима

 

 

 

 

6.1

Красавица зима.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

6.2

Зимние забавы.

Комб.урок

1

Раб с картино

 

 

6.3

Животные зимой.

Комб.урок

1

тесты

 

 

6.4

Зимние праздники.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

3 четверть (20ч)

6.5

Рождество.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

7

Мои друзья.

 

 

 

 

7.1

Мои друзья

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

7.2

Наши увлечения.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

7.3

Свободное время.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

7.4

Дружба.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

8

Культурное наследие

 

 

 

 

8.1

Скульптор С,Д, Эрьзя.

Урок-беседа

1

Раб. с книгой

 

 

8.2

Художники Мордовии о нашей республики.

Урок-беседа

1

Раб. с книгой

 

 

8.3

Художник Ф.В.Сычков.

Урок-беседа

1

 

Раб. с книгой

 

 

8.4

Писатели Мордовии.

Урок-беседа

1

Раб. с картин

 

 

8.5

Мордовская детская литература.

Урок-беседа

Комб.урок

2

2

Раб. с книгой

Раб. в тетрад

 

 

9

Моя малая Родина

 

 

 

 

9.1

Историческое прошлое эрзи  и мокши

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

9.2

Родная страна

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

9.3

Символика моей Республики

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

9.4

Наши земляки – наша гордость

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

9.5

Заповедные места Мордовии

Урок-экскурсия

1

Раб. с книгой

 

 

9.6

Охрана природы.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

9.7

Наша природа

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

4 четверть (16ч)

9.8

Урок- экскурсия по достопримечательным местам села

Урок-экскурсия

1

-

 

 

10

Весна

 

 

 

 

10.1

Весна

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

10.2

Яркие краски весны.

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

11

Я и моя семья

 

 

 

 

11.1

Сад и огород

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

11.2

Фрукты и овощи

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

11.3

Работа в саду и огороде

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

11.4

Наш сад

Комб.урок

1

Раб. с текстом

 

 

12

Мир вокруг нас.

 

 

 

 

12.1

Весенние праздники

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

12.2

День Победы

Комб.урок

1

рисунок

 

 

12.3

Помни их имена

Комб.урок

1

сочинение

 

 

12.4

Весенние заботы.

Комб.урок

1

Раб. с книгой

 

 

13

Моя семья

 

 

 

 

13.1

Домашнее хозяйство

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

13.2

В селе

Комб.урок

1

Раб. в тетрад

 

 

13.4

Уход за домашними животными

Комб.урок

1

Раб. с тест.

 

 

14.1

Наше культурное наследие

Беседа

1

Раб. в тетрад

 

 

14.2

Урок-экскурсия. Обобщающий урок.

Урок экскурсия

1

 

 

 

 

Итого

 

68

 

 

 

 

Пояснительная записка 

 (3 «А» класс)

Цели обучения:

развитие интереса и стремления изучать свой родной ( эрзянский )  язык , стремления общаться на  эрзянском   языке .

Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.

Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат  обученности  заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.

Содержание программы обучения  ориентировано на решение следующих задач:

развивать все виды речевой деятельности школьников: умения писать и читать, слушать и говорить, пользоваться  эрзянским   языком  в различных ситуациях общения;

ознакомление учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством, культурой.

Принципы обучения:

при обучению  эрзянскому   языку  реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

 

Общая характеристика .

Многоязычное образование в российской школе рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре, традициям. Дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские языки.

В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.

Изучение эрзянского языка должно предоставить учащимся возможность:

-правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения;

-овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа;

-получить представление об основных грамматических  категориях эрзянского языка, распознавать  изученную лексику и грамматику при чтении ;

-понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание текстов;

- участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог ;

-кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить

наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;

-овладеть техникой чтения вслух,  читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты,  пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;

-писать краткое поздравление и личное письмо, заполнить простую анкету о себе.

Предлагаемая программа по изучению  эрзянского   языка  в  начальных   классах  рассчитана на детей мордвы-эрзи, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Занятия проводятся два раза  в неделю.

Настоящая программа призвана оказать помощь в организации процесса изучения эрзянского языка в начальном звене школы. В процессе ознакомления учащихся с новым средством  общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются положительный эмоциональный настрой.

Рабочая программа по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения) составлена на основе авторской программы  Вальчук Е.В, Дмитриева С.Ю, учебник «Эрзянский язык 3кл» , «Рабочая тетрадь к учебнику ,,Эрзянский язык 3 класс,,» рекомендованной Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия. Программный материал в учебнике и рабочей тетради распределен по темам и по урокам. Кроме учебных пособий, у детей должна быть тетрадь в линейку и словарь, куда дети будут записывать изучаемые слова на эрзянском языке и их перевод на русский язык.

 

Изменения в рабочую программу внесены не были.

 

На изучении эрзянского языка отводится 68 часов в год, два раза в неделю.

 

                Место учебного предмета, курса в учебном плане.

 

Предмет эрзянского языка входит в инвариантную часть базы учебного плана для образовательных учреждений РФ.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения эрзянского языка  является его направленность на формирование учащихся  умения учиться[1]. У учащихся должны быть сформированы: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание  того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения эрзянского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.

В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей. При этом дети учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте  прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области эрзянского языка.

Все знания, которые дети получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть  овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале.  Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта.

 

Требования к уровню владения  эрзянским   языком  во  второй год обучения:

На втором этапе расширяется речевой опыт учащиеся за счет новых средств общения и совершенствуется их культура общения, на втором языке, формируются умения учащиеся осуществлять как устные, так и письменные формы общения. Особое место занимает чтение. У школьников развиваются умения понимать и осмысливать содержание текстов с извлечением основной и полной информации. Этот этап нацелен на усиление мотивации учащиеся к изучению эрзянского языка и познанию культуры мордовского народа, на дальнейшее развитие их творческих способностей в процессе активно- познавательной деятельности.

Дети должны уметь распознавать и употреблять в речи: существительные, глаголы, числительные до 100, сложносочиненные предложения с союзами.

 

В результате изучения эрзянского языка  учащиеся должны:

-уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить пригласить поучаствовать в совместной игре.

- уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;

- кратко рассказать о себе, своей, семье, друге,  школе; описать простую картинку;

- воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;

-понимать на слух речь учителя, основное содержание небольших текстов, построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;

- овладевать техникой чтения вслух;

- писать краткое поздравление .
-писать краткое поздравление.

  Результатом обучения должны явиться такие качества личности учащегося, как инициативность, раскованность, умение работать в коллективе, устойчивый интерес к изучению предмета

 

Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения курса «Эрзянский язык»

В процессе обучения  закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как

·         любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

.         способность к организации собственной деятельности;

.         доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать    свою позицию, высказывать свое мнение.

Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:

.       развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

.       принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  В процессе обучения чтению текстов учащимся задаются вопросы, которые не имеют однозначного ответа, они предполагают серьезное обдумывание, размышление, умение четко сформулировать свою точку зрения и отстоять ее, приводя доказательства из текста. Таким образом, реализуются такие требования Федерального Государственного образовательного стандарта к личностным результатам, как.       формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Календарно – тематическое планирование (3 «б» класс)

 

№п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол – во часов

Вид самостоят –ой работы

     Дата проведения

             занятия

Планир-уемая

фактичес

кая

1 четверть (18ч)

1

Моя школа

 

 

 

 

1.1

Здравствуй, школа.

комбин. урок

1

Раб. с книгой

 

 

1.2

Дни недели.

Комб. урок

1

Раб. в тетрад

 

 

1.3

В школе.

Комб. урок

1

Раб с книгой

 

 

1.4

Я ученик

Комб. урок

1

Раб с книгой

 

 

1.5

Счёт до 100.

Комб. урок

1

Раб. в тетрад

 

 

1.6

         Который?

Комб. урок

1

Раб. в тетрад

 

 

2

Мир вокруг меня. Времена года.

 

 

 

 

2.1

Осень наступила

Комб. урок

1

Раб. в тетрад

 

 

2.2

2.3

Подарки осени

Комб. урок

2

Раб. в тетрад

Раб. над рисун.

 

 

3

Наши друзья -животные

 

 

 

 

3.1

Дикие животные

Комб. урок

1

Раб. с текстом

 

 

3.2

Поговорим о диких животных

Комб. урок

1

Раб. в тетрад

 

 

3.3

3.4

Домашние животные

Комб. урок

2

Раб. в тетрад

Раб. с книгой

 

 

3.5

Домашние птицы

Комб. урок

2

Раб. в тетрад

Раб. с книгой

 

 

4

Мой дом

 

 

 

 

4.1

 

Мой дом

Комб. урок

1

Раб. в тетрад

 

 

 

4.2

Расположение мебели в квартире

Комб. урок

1

карточки

 

 

4.3

 

Встреча гостей.

 

Комб. урок

1

Раб. с книгой

 

 

2 четверть (14 ч)

 

4.4

Угощение гостей

Комб. урок

1

Раб. с книгой

 

 

5

Моя семья.

 

 

 

 

5.1

Моя семья

Комб. урок

1

Раб. над рисун.

 

 

5.2

Моя бабушка

Комб. урок

1

Раб в тетрад

 

 

5.3

Младшая сестра и брат

Комб. урок

1

Раб в тетрад

 

 

5.4

Помощники

Комб. урок

1

Раб. с книгой

 

 

5.5

Домашние обязанности

Комб. урок

1

Раб. с текстом

 

 

5.6

Приготовление пищи

Комб. урок

1

Раб в тетрад

 

 

6

Мир вокруг меня.

 

 

 

 

6.1

Зима

Комб. урок

1

Раб в тетрад

 

 

6.2

Приход зимы

Комб. урок

1

Раб в тетрад

 

 

6.3

6.4

Зимние заботы

Комб. урок

2

Раб в тетрад

карточки

 

 

6.5

6.6

Зимние праздники

Комб. урок

2

Раб в тетрад

тесты

 

 

7

Я и моё здоровье

 

 

 

 

7.1

Одежда и обувь

Комб. урок

1

Раб в тетрад

 

 

3 четверть(20ч)

7.2

Уход за одеждой и обувью

Комб. урок

1

Раб в тетрад

 

 

7.3

7.4

Наше здоровье

Комб. урок

2

Раб в тетрад

 

 

7.5

7.6

Береги здоровье

Комб. урок

2

Раб в тетрад Раб. с книгой

 

 

 

7.7

Внимание дорога

Комб. урок

1

рисунки

 

 

7.8

Мордовские народные игры

Комб. урок

1

Раб. с книгой

 

 

8

Моя малая Родина

 

 

 

 

8.1

Родной язык.

Развитие речи

1

Раб. с книгой

 

 

8.2

Родная страна

Комб. урок

1

Раб. с книгой

 

 

8.3

Саранск- столица Мордовии.

Комб. урок

1

Раб. с книгой

 

 

8.4

8.5

Родная сторонушка. Наша Армия.

Комб. урок

2

Раб, с книгой

Раб в тетрад

 

 

9.

Весна.

 

 

 

 

9.1

Подготовка подарка маме.

Комб. урок

1

открытка

 

 

9.2

Мамин праздник

Комб. урок

1

Раб. с книгой

 

 

9.3

9.4

Пришла весна. Весна

Комб. урок

2

Раб, с книгой

Раб в тетрад

 

 

9.5

Природа весной

Комб. урок

1

Раб с тестами

 

 

9.6

9.7

 

Весенние заботы.

В огороде.

Комб. урок

2

Раб, с книгой

Раб в тетрад

 

 

10.

Культурное наследие.

 

 

 

 

10.1

Эрзянская женская национальная одежда

Комб. урок

1

Раб, с книгой

 

 

 

4 четверть (16ч)

10.2

10.3

Мордовские писатели

Комб. урок

2

Раб, с книгой

Картины писат.

 

 

10.4

Обычаи и традиции мордовского народа.

Беседа

1

Раб, с книгой

 

 

 

10.5

Верования древней мордвы.

Комб. урок

1

Раб, с текстом

 

 

 

11

Мои друзья

 

 

 

 

11.1

11.2

Мои друзья

Комб. урок

2

Раб, с книгой

Раб в тетрад

 

 

11.3

Дружба

Комб. урок

1

Раб в тетрад

 

 

11.4

Домашние животные-наши друзья

Комб. урок

1

Раб в тетрад

 

 

12

Родина

 

 

 

 

12.1

Родная страна

Комб. урок

1

Раб в тетрад

 

 

12.2

Наша Родина в годы ВОВ

Беседа

1

Раб, с книгой

 

 

 

13

Лето- славная пора.

 

 

 

 

13.1

13.2

Лето. Природа летом.

Комб. урок

2

Раб, с книгой

Раб в тетрад

 

 

13.3

Летний дождь.

Комб. урок

1

Тестовая раб.

 

 

13.4

Лето в лесу.

Комб. урок

1

Раб. по картине

 

 

13.5

Веселые каникулы.

Комб. урок

1

Раб в тетрад

 

 

14

Обобщающий урок. Урок- экскурсия в краеведческий музей.

Урок-экскурсия

 

 

 

 

Итого

 

68ч

 

 

 

© Maria-kirzhaeva

Создать бесплатный сайт с uCoz